Управление ветеринарии Ростовской области

Доклад об осуществлении государственного надзора за 2020 год

17

Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2020 год

 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

 

Управление ветеринарии Ростовской области (далее по тексту – Управление) является органом исполнительной власти, осуществляющим  государственный надзор в области обращения с животными в пределах населенных пунктов на территории Ростовской области.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области обращении с животными являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795 «Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 819 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 № 961 «Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974 «Об утверждении перечня потенциально опасных собак»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев»;

- Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2016 № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету»;

- Постановление Правительства Ростовской области от 15.06.2017 № 447 «О мерах по исполнению законодательства об административных правонарушениях»;

- Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2020 № 2 «Об утверждении Порядка организации и осуществления органами исполнительной власти Ростовской области государственного надзора в области обращения с животными»;

- Постановление Правительства Ростовской области от 14.01.2020 № 21 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ростовской области»;

- Постановление Правительства Ростовской области от 31.01.2020 № 48 «Об утверждении Порядка организации на территории Ростовской области деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них»

- Положение об управлении ветеринарии Ростовской области, утвержденное постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 273;

- Административный регламент исполнения управлением ветеринарии Ростовской области государственной функции «Осуществление государственного надзора в области обращения с животными в Ростовской области» (утвержден постановлением управления ветеринарии Ростовской области от 23.04.2020 № 3).

Вышеуказанные правовые акты доступны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц и размещены в информационных правовых системах, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети Интернет.

 

В процессе правоприменения нормативных правовых актов в курируемой сфере установлена неполнота правового регулирования в курируемой сфере:

- не урегулирована деятельность физических лиц в пределах населенных пунктов (городские и сельские образования) при обращения с животными-компаньонами;

- отсутствие правил и норм содержания животных-компаньонов гражданами;

- отсутствие правил и норм при выгуле животных-компаньонов;

- не урегулированы вопросы учета животных без владельцев;

- отсутствие на территории субъекта единой базы данных (сведений) об организациях, осуществляющих деятельность по отлову, транспортировке животных без владельцев и деятельность в качестве приютов для животных без владельцев в рамках реализации муниципальных контрактов, что препятствует полноценному осуществлению контрольных (надзорных) полномочий;

- законодательно не определено понятие «немотивированна агрессия» животных и критерии, по которым оценивается немотивированная агрессивность животных без владельцев;

- законодательно не установлен порядок выявления животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в их среде обитания;

- законодательно не урегулированы четкие критерии и не определены состоянии и болезни животных, причиняющие непереносимые физические страдания и боль, по выявлению которых животные без владельцев подлежат умерщвлению;

- на законодательном уровне не урегулированы вопросы гуманного умерщвления животных.

- не урегулированы вопросы деятельности питомников для разведения, содержания животных-компаньонов.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена административная ответственность за нарушения требований законодательства в области обращения с животными.

Таким образом, в настоящее время требуется внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, издание новых нормативных правовых актов, являющихся правовыми основаниями для проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере обращения с животными.

В целях побуждения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к соблюдению обязательных требований законодательства в области обращения с животными необходимо установить меры ответственности за их нарушение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

а) Государственный надзор в области обращения с животными в пределах населенных пунктов в Ростовской области осуществляет отдел обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными Управления.

Должностными лицами, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию являются:

- начальник управления ветеринарии Ростовской области;

- заместитель начальника управления – начальник отдела обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными;

главные специалисты отдела обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными, уполномоченные на проведение государственного надзора в области обращения с животными;

ведущие специалисты отдела обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными, уполномоченные на проведение государственного надзора в области обращения с животными.

 

б) В соответствии с Положением об управлении ветеринарии Управление осуществляет государственный надзор в области обращения с животными в пределах населенных пунктов в Ростовской области.

Предметом государственного надзора в области обращения с животными в пределах населенных пунктов является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее соответственно – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области (далее – обязательные требования).

 

в) Государственный надзор в области обращения с животными в пределах населенных пунктов в Ростовской области осуществляется в соответствии с Административным регламентом исполнения управлением ветеринарии Ростовской области государственной функции «Осуществление государственного надзора в области обращения с животными в Ростовской области» (утвержден постановлением управления ветеринарии Ростовской области от 23.04.2020 № 3);

 

г) При осуществлении государственного надзора в области обращения с животными Управление осуществляет взаимодействие с:

- прокуратурой Ростовской области в части согласования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внеплановых выездных проверок;

         - органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля по следующим вопросам:

1) определения целей, объемов, сроков проведения плановых проверок;

2) информирования о результатах и эффективности проводимых проверок, состоянии соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

3) подготовки в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора);

       - экспертами, экспертными организациями, аккредитованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в форме привлечения их в необходимых случаях к проведению мероприятий по исполнению государственной функции.

         - управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (Россельхознадзор);

- органами полиции.

 

д) Подведомственные управлению ветеринарии Ростовской области государственные бюджетные учреждения не осуществляют государственный надзор в области обращения с животными в пределах населенных пунктов в Ростовской области.

е) Управление не проводит аккредитацию юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов.

 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

а) Финансовое обеспечение исполнения функции по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными в пределах населенных пунктов в Ростовской области предусматривается в расходах областного бюджета на текущий год на содержание управления ветеринарии Ростовской области. Основная составляющая финансового обеспечения функции - оплата труда государственных гражданских слуащих, формирующаяся в соответствии с Областным законом «О денежном содержании государственных гражданских служащих в Ростовской области». Общая сумма бюджетных средств на содержание государственных гражданских служащих, исполняющих функции по надзору (контролю) составляет 57 239,1 тыс. рублей, на повышение квалификации государственных служащих – 47,998 тыс. рублей.

 

б) Штатная численность отдела обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными Управления составляет 30 единиц, в том числе начальник отдела – 1, главный специалист – 6, ведущий специалист – 23.

 

в) Все специалисты отдела обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными Управления являются государственными гражданскими служащими Ростовской области, имеют высшее ветеринарное образование и необходимый стаж государственной гражданской службы. Повышение квалификации проводится регулярно, не реже одного раза в три года.

 

В 2020 году повышение квалификации прошли 10 государственных гражданских служащих отдела. 

г) Средняя нагрузка на специалисты отдела обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия и надзора в области обращения с животными, уполномоченного на проведение государственного надзора в области обращения с животными Управления составила 0,08 проверки.

 

д) В 2020 году эксперты и экспертные организации к мероприятиям по контролю Управлением не привлекались.

 

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

В связи с тем, что управление ветеринарии Ростовской области было наделено полномочиями по данному надзору 13.01.2020, план ежегодных проверок соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства в области обращения с животными на 2020 год сформирован и утвержден не был.

Управлением ветеринарии сформирован реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории Ростовской области деятельность по обращению с животными без владельцев (включает 20 хозяйствующих субъектов).

В 2020 году в управление ветеринарии для рассмотрения поступил 1 материал проверки Сальской городской прокуратуры в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в качестве приюта для животных без владельцев и 2 материала КУСП из МВД в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве приюта для животных без владельцев.

Также на основании обращений граждан по фактам нарушения законодательства в сфере обращения с животными, по согласованию с прокуратурой Ростовской области проведены 2 внеплановые выездные проверки в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица, осуществляющих деятельность в качестве приюта для животных без владельцев.

По результатам рассмотрения материалов возбуждено 6 дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 4.6. Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС. Вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на сумму 30 000 рублей.

В 2020 году рассмотрены 64 обращения граждан по вопросам нарушения обязательных требований законодательства в области обращения с животными. Оформлено 21 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства в области обращения с животными.

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

Общее количество принятых постановлений о назначении административных наказаний по итогам контрольно-надзорной деятельности составило 6. Из них привлечено 2 юридических лица, 2 должностных лиц, 2 индивидуальных предпринимателя.

Сумма наложенных штрафов составила 30 тыс. рублей.

По результатам внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей управлением ветеринарии Ростовской области также выписано 2 предписания.

Фактически по состоянию на 31.12.2020 года было взыскано 3 тыс. рублей, что составляет 10 % от суммы наложенных штрафов. Причиной неуплаты штрафов является то, что на 31.12.2020 не истек срок оплаты.

В рамках реализации Программы профилактики правонарушений законодательства в области обращения с животными Управлением проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации. За истекший период 2020 года в печатных средствах массовой информации опубликовано 13 материалов, в электронных интернет ресурсах – 120 публикаций. В эфире регионального телевидения вышло 19 интервью и видеосюжетов.

16 декабря 2020 года в управлении ветеринарии прошли публичные слушания вопросов правоприменительной практики. В мероприятии приняли участие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с животными без владельцев и в качестве приютов.

 

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

- выполнение плана проведения проверок (доля проведённых плановых проверок в процентах от общего количества запланированных проверок) – 0 % (планирование мероприятий не проводилось);

- доля заявлений Управления, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 50 %;

- доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведённых проверок) – 0 %;

- доля проверок, проведённых Управлением с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Управления, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведённых проверок) – 0 %;

- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Управлением были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору)) – 10%;

- доля проведённых внеплановых проверок (в процентах общего количества проведённых проверок) – 100 %;

- доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) – 100 %;

- доля внеплановых проверок, проведённых по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведённых внеплановых проверок) – 100 %;

- доля внеплановых проверок, проведённых по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведённых внеплановых проверок) – 0 %;

- доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) – 100 %.

- доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) – 100 %;

- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц) – 100 %;

- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц) – 0 %;

- количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государству, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) – 0 случаев;

- доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений) – 0 %.

Итоговая оценка результативности и эффективности управления ветеринарии Ростовской области, рассчитанная по формуле: ИОов = ∑ БО (153) / Fmax (177) составляет 0,86,

где:

ИОов – итоговая оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

БО – сумма балльных оценок показателей;

Fmax – значение максимально возможной итоговой балльной оценки.

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

Мероприятия по осуществлению надзора в области обращения с животными без владельцев в пределах населенных пунктов являются механизмом, позволяющим обеспечить гуманное обращение с животными, поддерживать эпизоотическое благополучие территории области по ряду особо опасных и карантинных болезней животных, в том числе по бешенству. Позволяют контролировать численность популяции животных без владельцев в пределах населенных пунктов.

Вместе с тем, в целях профилактики, своевременного выявления и предупреждения нарушений обязательных требований законодательства в области обращения с животными, существует необходимость внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в обозначенной сфере деятельности.